В 2020 году большинство владельцев малого бизнеса — а эта статья для них — всё ещё пускают на самотёк контроль за безопасностью своих интернет-ресурсов.

Типичный пример: вы поручили «мальчику-фрилансеру» создать/доработать ваш сайт/интернет-рекламу/группу ВКонтакте и т.п. Пока вы платили деньги, всё было в порядке… а потом — сайт не открывается/ «заплатите за домен»/реклама сжирает деньги без заявок. При этом, мальчик недоступен/уехал жить в Таиланд и т.п.
Знакомо?
Читайте, как избежать подобных неприятностей и подготовиться к возможным проблемам в безопасности заранее.
Во-первых, плохая новость: вам придётся, хотя бы в общих чертах, понимать процессы создания/поддержки ваших интернет-ресурсов.
Общее правило: все ваши интернет-ресурсы должны быть зарегистрированы на собственника бизнеса, как на физлицо, или на вашу компанию. В отдельных случаях можно регистрировать на доверенных лиц (муж/жена/дети/родители и т.д.).
Домен — ваш главный адрес в Интернете
Домены (например, abamus.ru, в моём случае) дают имена большинству ваших ресурсов: сайт, почта, лэндинги и т.д.
Они стоят денег: обычно 100-500 рублей «за регистрацию» + 300-600 руб. ежегодно. Вы платите за то, что этот домен принадлежит вам. В подавляющем большинстве случаев, вы покупаете так называемый «домен второго уровня», типа <ваш бизнес>.com
Если вам продают домен, типа <ваш бизнес>.com.ru или типа того, то в 99,9% случаев вас пытаются надуть — такой адрес вам не нужен.
Чтобы узнать, на кого зарегистрирован ваш домен, существуют специальные Whois сервисы. Обязательно проверьте свой домен.
Эти сервисы дадут вам не менее важную информацию — о хостинге вашего домена.
Хо́стинг (англ. hosting) — услуга по предоставлению ресурсов для размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно Интернет).
По-простому, у хостинга две основные функции:
- показывать («делегировать») Интернету, что ваш домен существует;
- предоставлять место под ваши сайты/почту и т.п.
За эти функции вы также оплачиваете ежемесячную абонплату.
Я пишу про оплату для того, чтобы для вас не стало сюрпризом, что сайт перестал работать.
Почти всегда сайт работает на каком-то «движке» — системе управления содержимым. Они есть как платные, так и бесплатные. Например, этот блог работает на самом популярном в мире движке — бесплатном WordPress.
В некоторых случаях, ваш сайт делается при помощи так называемого «конструктора» — специального редактора, который позволяет создать сайт из готовых блоков за 2-3 часа. Все такие конструкторы тоже платные.
Вот, например, сайт производителя электротехнического оборудования, сделанный на таком конструкторе.
Итог: для полной безопасности, у вас должны быть, зарегистрированные на вас домен и хостинг(и) — со всеми нужными логинами/паролями. Также, не забывайте про логин/пароль от движка вашего сайта
Монстры наступают — как работать с Яндексом и Гуглом
Опять начну с «плохого»:
от вашего сайта в 2020 г. не будет пользы в 98% случаев, если он недостаточно корректно встроен в экосистемы Yandex и Google.
Страшное слово «экосистема» означает набор связанных друг с другом инструментов от одного разработчика.
Современные поисковики знают про вас и ваших клиентов больше чем муж/жена/мама. И это — не теория заговора, а закон больших чисел.
На каждом сайте в Интернете установлены системы сбора статистики. У нас в России, это почти всегда системы Яндекс.Метрика и Google.Analytics
Они же должны быть установлены и у вас. Чтобы настроить такую установку, вам понадобится регистрация в Яндекс и Гугл. А для этого, вам нужен будет адрес электронной почты.
Не используйте для этих целей личный/корпоративный ящик! Заведите отдельные, «технические».
Технические адреса могут не быть «красивыми», так как они нигде не будут «светиться»: 2401moyafirma2020@yandex.ru — вполне допустимое имя. В целях безопасности генерируйте длинные пароли — не менее 16 символов.
Разумеется, для разных систем вы заводите разные адреса.
Обязательно привяжите эти адреса к своему номеру мобильного — тогда их сложнее будет украсть.
Для того, чтобы поисковики узнали про ваш сайт, нужно подключаться к специальным сервисам: Webmaster и Search Console
Для корректного описания вашего бизнеса внутри Яндекс и Гугл, тоже есть специальные сервисы (Справочник и Мой бизнес) — там тоже всё должно быть «причёсано», иначе — ваши клиенты могут не дойти до сайта.
Итог: логины/пароли от отдельных(!) технических ящиков email, привязанных к вашему номеру мобильного.
Доказательство жизни — ваши соцсети и мессенджеры
Здесь всё просто — все ваши «бизнес»-аккаунты должны быть зарегистрированы на собственника, привязаны к «техническим» ящикам email из предыдущего раздела и к личным (зарегистрированных на вас, или фирму) номерам мобильных телефонов.
Общий итог: ваши интернет-ресурсы находятся под контролем и в случае необходимости быстро дорабатываются новым исполнителем.
Рамки статьи не дают описать все возможные каналы (в нашем арсенале сегодня их 11) и инструменты (их больше пяти десятков) взаимодействия с клиентами. И каждый требует своих мер безопасности.
Начните с того, что описано в статье — и вы уже опередите 50% своих конкурентов.
Успехов вам в Интернет-продвижении своего бизнеса!
Нужна помощь? Мы доступны:
- телефон: +7 (8422) 95-65-03;
- e-mail.
—
Алексей, директор